Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования. Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК). Прохождение ТПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ТПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
К специальным условиям обучения относятся:
· Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
· Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
· Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
· Использование специальных технических средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
· Предоставление услуг ассистента (помощника) или тьютора.
· Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
· Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.
Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение включает:
· Наличие в штатном расписании специалистов (педагог-психолог, социальный педагог).
· Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
· Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
· Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с ИОМ
· Отслеживание динамики развития ребенка.
· Консультирование специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.
· Анализ эффективности работы команды специалистов.
· Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).
· Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!
В школе созданы следующие условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами:
· реализуются программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
· приём детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ТПМПК;
· по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется обучение по индивидуальным учебным планам, в том числе на дому;
· в целях обеспечения успешного освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объёме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе создана психологическая служба:
· групповые занятия – посещение уроков с классом (по расписанию класса);
· индивидуальные занятия – дети занимаются с педагогами индивидуально.
· для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками;
· в системе дополнительного образования дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются в кружках и секциях.
· В процессе обучения на каждой ступени с детьми работает психолого-педагогическая служба.
В работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ реализуем следующие задачи:
· создаём условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса детей;
· совершенствуем методические приемы;
· изучаем и внедряем в педагогический процесс новые педагогические технологии с целью повышения качества ЗУН учащихся, повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса;
· создаем комфортные здоровьесберегающие условия, хороший психологический климат в коллективе;
· создаем условия для творческой работы и роста профессионального мастерства педагогов;
· совершенствуем систему стимулирования и поощрения творчески работающих педагогов.
· Педагоги школы являются постоянными участниками вебинаров. Учителя принимают участие в конференциях, семинарах и круглых столах.
Школьное оборудование для детей с ОВЗ — необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.
В школе созданы специальные условия для доступа в ОУ инвалидов и лиц с ОВЗ (установлены пандусы, тактильные пиктограммы, тактильная вывеска с режимом работы школы).
Специально оборудованные учебные кабинеты
*
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
*
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В свободное от уроков время каждый обучающийся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, при помощи администратора может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения учебных задач. Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют свободный доступ к информационным системам и сети "Интернет" в любом кабинете, где компьютер подключен к сети, в том числе и в информационно-библиотечном центре (ИБЦ), в компьютерных классах при подготовке презентаций, видеоматериалов, при соблюдении необходимых правил и порядка работы в сети "Интернет". Учитель информатики, сотрудники ИБЦ при необходимости окажут помощь в поиске и подборе информации, необходимой обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
*
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для успешного освоения основных образовательных программ МБОУ "Ершичская средняя школа" по решению ПМПК разрабатываются и реализуются адаптированные основные образовательные программы с учетом специальных условий для обучающихся с ОВЗ, которые могут быть реализованы в нашей организации. С данной группой детей работают наши специалисты: психологи, социальный педагог, имеющие высшее образование и постоянно проходящие курсы повышения квалификации, в том числе по инклюзивному образованию. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставлены возможности использования информационно-библиотечного центра, с выдачей учебных пособий, необходимой литературы для подготовки к урокам или развивающая литература, электронных образовательных ресурсов (ЦОРов, ЭОРов). Есть возможность просмотра видеофильмов, активно участвовать в работе школьных центров: Центра "Точка роста", этнографического музея, кабинета психологической разгрузки.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29.12.2012г., ст. 19 Федерального закона от 20 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения».
В образовательной организации создан свободный доступ для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Есть пандус, широкие дверные проемы, которые обеспечивают свободное перемещение для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для лиц с нарушениями зрения имеются информация на табличках Брайля.
Предусматривается стоянка для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальные условия питания
Столовая, площадью 50 кв. м., имеет 72 посадочных мест. В столовой созданы условия для питания детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеется 10-дневное меню, осуществляется контроль за горячим питанием.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья детей с ОВЗ и детей с инвалидностью включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
*
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов предоставляется свободный доступ к электронным образовательным ресурсам через информационно-библиотечный центр МБОУ "Ершичская средняя школа". Медиатека - (англ.«носитель» +греч. «Место хранения») это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях. В читальном зале ИБЦ есть возможность через имеющуюся медиатеку поучить необходимую информацию. Школьный сервер дает возможность в разрешенных для обучающихся папках взять учебную информацию, а также необходимую в проектной деятельности.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы), электронные доски.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Отсутствие интерната и общежития.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отсутствие интерната и общежития.